Информацию о недвижимости можно получить не только из правоустанавливающих документов. В соответствии с законодательством РФ, получить сведения о владельцах можно и при помощи справки ЕГРП.
Особенно актуально это при купле-продаже квартиры или других операциях, связанных с недвижимой собственностью. Получить такой документ можно без ведома самих владельцев.
- Что такое ЕГРП ↓
- В каких случаях нужна справка ↓
- Разновидности выписок ↓
- Информация, отображённая в справке ↓
- Методы получения выписки из единого реестра прав ↓
- Классический – обращение в Росреестр по месту нахождения объекта ↓
- МФЦ – центр оказания многопрофильных услуг ↓
- Почтовая пересылка ↓
- Электронный метод ↓
- Услуга дополнительного обслуживания – на дому дома ↓
- Пакет документов для оформления справки из ЕГРП ↓
- Инструкция по оформлению и получению выписки ↓
- Срок юридической силы ↓
- Расходы ↓
Что такое ЕГРП
Мошенничество и серые сделки всегда были основной сферой деятельности криминального мира. Сделки, связанные с продажей или покупкой недвижимого имущества, несут в себе всем известные риски, и наиболее распространённой аферой является совершение сделки по продаже собственности от имени лица, не обладающего такими правами.
В целях борьбы с этим явлением был разработан комплекс мер в том числе и получение справки выписки из ЕГРП (единый реестр прав на недвижимость). Из этого документа видна вся история имущества и его правовое состояние на дату выдачи. Любые изменения, касающиеся объекта учета, моментально отображаются в базе данных реестра.
В выписке указывается владелец искомой собственности на данный момент и её прошлые хозяева. Описана история передачи прав и имеющиеся обременения.
В каких случаях нужна справка
- В личных целях. При совершении какой-либо сделки. Для того чтобы убедиться в том, что лицо, с которым собирается быть заключен договор или передач предоплаты, аванса и прочего является реальным собственником недвижимости, необходима выписка ЕГРП. Такие меры помогут свести возможность мошенничества к мнимому. Главное помнить, что наличие документов на квартиру или другой вид имущества – это еще не 100% гарантия чистоты сделки, ведь при прекращении права свидетельство, утратившее силу, не подлежит обязательной утилизации и может использоваться для отвода глаз. Вот поэтому роль документа из Росреестра трудно переоценить при совершении юридических операции.
- По требованию банка. При оформлении кредита на квартиру (ипотеки) для андеррайтинга объекта.
- По просьбе нотариуса. При вступлении, а наследство если честь имущества – это недвижимость.
- По указанию суда. Для разбирательства чаще всего в случае расторжения брака или других спорах.
Разновидности выписок
- Справка на недвижимое имущество обычного типа – это самый популярный запрос. Там отображаются данные об ограничительных мерах, владельцах и арестах конкретного объекта права. Наличие такой справки, является обязательным условием для совершения многих сделок.
- Получение данных закрытого вида. Они выдаются только при наличии нотариально заверенной доверенности от имени правообладателя или по специальному запросу органов государственной власти. В тексте указывается вся информация по документам на недвижимость.
- Данные обо всех владельцах.
- Сведения о хронологии передачи прав с момента постановки объекта на учет.
- Если хозяин недееспособный, то это также указывается в выписке.
Информация, отображённая в справке
В выданном документе отображается информация, касающаяся имущества, на которое производился запрос:
- Данные из кадастровой палаты – регистрационный номер. Его присвоение происходит в индивидуальном порядке и является уникальным идентификатором объекта недвижимости. Если дом демонтируется, то информация о нем не удаляется из реестра она остается в нем навсегда. Построенное новое сооружение на этом месте будет иметь собственные отличительные обозначения. По номеру в кадастровой палате можно узнать о её расположении, годе проведения процедуры и земельном участке на котором находится здание. С его помощью легко вычислить координаты места и город.
- Данные о владельце. В выписке всегда отображаются данные собственника. Если объект принадлежит муниципалитету, то сведения не указываются.
- Тип правообладания. Предоставляется информация о количестве собственников. Если владелец один, то — это полное владение, если несколько, то долевое с указанием размера частей или равенства всех хозяев.
- Возможные обременения. Отображается в случае если недвижимость заложена в банке, по ней выплачивается ипотечный кредит, сдается в наем или она находится под арестом. В бланке выписываются все данные о юридических актах, постановлениях судов, договоры на аренду и кредиты также указываются даты их составления и регистрации. Примечательно, что полные сведения об арестованном имуществе не выписываются в обычную справку, но их можно получить при помощи собственника либо его законного представителя.
Выписка из ЕГРП расширенного типа содержит в себе дополнительную информацию:
- Данные в полном объеме о документах на объект недвижимости.
- Подробные сведения о правах на имущество.
- Развернутая история передачи прав предыдущих владельцев.
- Информация о невменяемости правообладателя.
Методы получения выписки из единого реестра прав
Раньше, чтобы получить такую справку, нужно было писать заявление в Росреестре и лично производить оформление заявки. Но теперь появилось несколько вполне удобных и привлекательных способов, причем некоторые из них даже не подразумевают посещения каких-либо учреждений.
Способы:
Классический – обращение в Росреестр по месту нахождения объекта
Плюсы:
- Возможность записаться заранее на прием при помощи интернет-технологий на сайте органа при помощи опции «офисы и приемные». Выбрав нужный день и время нужно набрать номер телефона 8(800)100-34-34. Однако этот сервис работает не во всех регионах и часто дает сбой.
- Скорость выдачи справки несколько выше, чем при других методах, потому что все операции проводятся на месте. Выписка чаще всего готова в течение 5 дней.
Минусы:
- Очень часто Росреестр отправляет физические лица на оформление в МФЦ и отказывается оказывать услугу на месте, поэтому при обращении туда нет никакой гарантии, что запрос примут.
- Большие очереди.
МФЦ – центр оказания многопрофильных услуг
Плюсы:
- Комфортабельность и современное оборудование офисов.
- Уютное ожидание в очереди.
- Небольшое время ожидания.
- Большое количество высококвалифицированных специалистов.
- Удобные часы приема граждан.
- Документы и заявление удобно подавать как через электронную запись, так и в живой очереди.
Минусы: Увеличенный срок ожидания выдачи справки (на 1–2 дня, а в Москве на 4).
Почтовая пересылка
Способ удобен только для регионов сильной удаленности с наличием почтового соединения и плохого приема интернета. В других случаях он нецелесообразен.
Электронный метод
Осуществляется путем заполнения форм на официальном сайте и подачи с него заявления.
Ответ на запрос можно получить тремя способами:
- В виде ссылки на справку.
- На бумажном носителе (почтовой пересылкой).
- В виде справки в отделе Росреестра по месту регистрации объекта.
Услуга дополнительного обслуживания – на дому дома
Выезд к заявителю осуществляется на платной основе для любого физического (1500 р. выезд) или юридического лица (2500 руб.). Итого для физ.лиц получится 3000 рублей, а для юр.лиц – 5000. Исключением являются Ветераны ВОВ, инвалиды с I и II группой – они обслуживаются бесплатно.
Пакет документов для оформления справки из ЕГРП
Для физических лиц:
- Заполненный бланк заявления установленного государственного образца.
- Кассовые документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.
- Удостоверение личности (паспорт).
Для юридических:
- Заполненная заявка-опросник.
- Чек об уплате сбора.
- Свидетельство о госрегистрации юр. лица.
- Код идентификации.
- Документ, который подтверждает, полномочия представителя, как руководителя организации.
- Учредительная документация в полном объеме.
- Удостоверение личности. В случаях, когда заявитель является представителем – еще и доверенность.
Инструкция по оформлению и получению выписки
Этапы проведения процедуры зависят от выбора способа получения информации из ЕГРП:
- Обращение в Росреестр или МФЦ:
- В отделении любого из органов оформляется заявление по установленной законом форме с указанием всех необходимых данных.
- Оплата госпошлины. Чаще всего производится в этом же здании.
- Выдается квиток-расписка о принятии заявления и указывается дата получения выписки. Обычно занимает до 3-5 дней в УФРС и от 5-7 дней в МФЦ.
- В указанную дату с паспортом и квитком происходит получение справки.
- Через электронные сервисы. Пошаговая инструкция оформления заявки на выписку из ЕГРП через сервис в интернете:
- Запрос следует отправлять только с официального сайта Росреестра – это поможет избежать мошенничества, так хорошо распространённого в глобальной сети rosreestr.ru. Прежде, чем заполнять форму нужно ознакомиться с содержимым ресурса.
- Далее, после этого надо открыть раздел «государственные услуги».
- Затем следует выбрать пункт «предоставление сведений из ЕГРП».
- После чего надо нажать далее.
- На открывшейся странице указываются возможные нюансы получения справки.
- Заполняются данные о владельце, заявителе и прочее.
- Обязательно email.
- После того как все графы будут заполненные следует нажать на «Заказать выписку».
- Когда справка придет на указанный адрес её нужно распечатать на принтере или сохранить на цифровой носитель или ПК.
Для того чтобы оформить выписку с печатью необходимо распечатать бланк заявления, заполнить его и оплатить пошлину, после чего сдать в соответствующие органы.
По окончании оформления запроса существует два типа подтверждения запроса:
- Подписать и отправить. Если у заявителя имеется электронная подпись, то следует выбрать этот пункт.
- Отправить запрос. Выбирать если нет ЭЦП.
Срок юридической силы
Законодательство Российской Федерации не указывает временные рамки действия полученной выписки из ЕГРП. Учитывая, что справка не является нормативной документацией, то актуальность информации признается до тех пор, пока не будут внесены изменения, затрагивающие объект недвижимого имущества.
Поэтому если сведения нужны для осуществления какой-либо операции следует сначала уточнить сколько дней будет действительна предоставленная информация для той или иной организации и только после этого начинать процедуру получения справки.
Расходы
Траты на получение выписки из ЕГРП заключаются в оплате госпошлины. Для физических лиц эта сумма равна 150 рублям, а для юридических 300. Также могут понадобиться средства на оплату почтовых пересылок или обслуживание на дому.
Лица, имеющие право на предоставление расширенной выписки ЕГРП:
- Владельцу объекта недвижимого имущества.
- Законному доверенному представителю собственника.
- Если имущество находится в залоге, то залогодержателю.
- Представителям и сотрудникам органов федеральной исполнительной, территориальной власти, не бюджетным фондам, органам самоуправления, при условии их уполномочивания руководителями этих структур.
- Руководящему персоналу МФЦ при координации деятельности между ведомствами.
- Правоохранительным подразделениям, судебным учреждениям, приставам-исполнителям, при наличии дел в отношении объекта недвижимости.
- Представителям прокуратуры РФ.
- Лица потенциальные наследники на основании завещания, или обладающие, этим правом в соответствии с законом.
- Руководствующему составу и сотрудникам СПЧ, а также главам регионов, с целью борьбы с коррупцией.
- Генеральному директору жилищного фонда.
- Нотариусу в связи с оглашением завещания, предоставляются сведения обо всем имуществе имеющимся у наследодателя.
- Законным представителям правообладателя на основании доверенности.
Следует помнить, что использование полученных сведений из ЕГРП во вред и ущерб собственника недвижимого имущества влечет за собой ответственность перед законодательством РФ.
Однако, хотелось бы отметить, что юридическую силу имеет только выписка с наличием подписи и печати от Росреестра, поэтому для сопровождения юридических операций всё-таки придется посетить либо его, либо органы МФЦ, а если справка нужна для личного ознакомления, то можно воспользоваться заказом по email.