Кадастровый паспорт земельного участка – это документ, содержащий основные параметры положения земельного участка, принадлежащего собственнику, а также дополнительную информацию о сделках, совершаемых с объектом, занесенных в государственный кадастр недвижимости. Предоставляется он по письменному запросу владельца недвижимого имущества на основании заявления собственника и документов, подтверждающих его право на земельный участок.
Правоустанавливающим документом на недвижимое имущество, зарегистрированное в кадастровой палате до 2008 года, будет «кадастровый план». Согласно законодательству он имеет такую же юридическую силу, как и паспорт, может использоваться при проведении сделок, связанных с недвижимым имуществом.
Образцы (фото и текстовый варианты)
Фотографии образцов
Образец кадастрового паспорта можно скачать по ссылке: Скачать образцы B1, B2, B3, B4 и инструкцию по заполнению.
Для чего он нужен?
При установлении права собственности на земельный надел и оформлении его, не обойтись без паспорта на землю, его заказывают в двух экземплярах. Документ необходим для совершения сделок с землей, таких как купля-продажа, обмен, дарение, наследование, приватизация.
Совершать сделки с земельными участками, не зарегистрированными в регистрационном органе, запрещены законодательством РФ, а договор купли-продажи, дарения, обмена не имеет юридической силы без указания кадастрового номера участка. Копию паспорта на земельный надел прилагают к договору, что является обязательным условием для совершения сделки.
После получения технического паспорта объект недвижимости переходит в полную собственность гражданина, который вступая в права, может продать, подарить, обменять недвижимое имущество.
Владельцы дачных участков могут на законном основании по упрощенной форме, зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, если последний был зарегистрирован до вступления в силу Земельного кодекса РФ, 30 октября 2001 год. Регистрация прав на земельный надел для земель ЛПХ, дачных товариществ, участков ИЖС, производится без предоставления кадастрового паспорта. Основанием для регистрации может стать справка из местного административного органа или выписка из хозяйственной книги.
Содержание документа
После принятия закона “О государственном кадастре недвижимости” от 24.07.2007 № 221-ФЗ появились новые понятия «кадастровый паспорт» и «кадастровая выписка». В кадастровой выписке представлена более подробная информация о земельном участке, чем в кадастровом паспорте, но на ее основании невозможно зарегистрировать право собственности. Она нужна для проведения геодезических работ. Срок действия кадастровой выписки не регламентирован законодательно, но информация, содержащаяся в ней, актуальна год.
Выписка из государственного реестра состоит из четырех разделов, бывают паспорта, состоящие из одного или двух разделов. Они также считаются актуальными:
- Раздел В.1 – это таблица, в которую вносится вся информация о местоположении земельного надела, его фактическая площадь и кадастровая стоимость, указана категория земли, вид собственности, информация о собственнике, дата внесения в государственный кадастр. Когда у участка нет точного адреса – допускается словесное описание местности, а также ориентиров.
- Раздел В.2 – план участка с четкими границами.
- В разделах В.3, В.4 находятся данные о возможных обременениях, которые могут сделать эксплуатацию участка затруднительной или невозможной)
Обременение
Обременение – это ограничение пользования земельным участком. Основания обременения могут быть следующими:
- К прибрежной зоне можно пройти только через участок собственника. В этом случае каждый желающий сможет пройти через участок к водоему, и действия его будут правомерны, собственник не вправе препятствовать проходу.
- Земельный надел является совместно нажитым имуществом с супругом. Если собственник у земельного участка один, сделка купли-продажи, дарения будет невозможна без согласия одного из супругов.
- По участку проходят электрические или иные коммунальные сети. Тогда собственником должен быть предоставлен доступ обслуживающему сети персоналу и технике для профилактического осмотра, либо ремонта.
Как и где заказать кадастровый паспорт земельного участка?
Выдачей документов на землю установленного образца занимается служба государственной регистрации, которая есть в каждом регионе и районном центре. Получить кадастровый паспорт можно обратившись в регистрационный орган по месту жительства.
Запрос на получение свидетельства отправляется следующими путями:
- Личное обращение в службу. Этот способ является самым прямым – на руки выдается оригиналы всех документов, нотариальное их заверение не требуется, но не самым удобным – в государственной организации могут быть длинные очереди из желающих зарегистрировать свое имущество. Следует явиться в местный регистрирующий орган, предоставить оператору все необходимые документы, заплатить налоговый сбор и запастись терпением.
- Электронный запрос по сети интернет. Позволяет быстро оформить заявку, сберечь личное время и получить на руки необходимое количество копий, которые потребуют в дальнейшем нотариального заверения. Сделать это можно на сайте гос. услуг (gosuslugi.ru), заполнив форму для запроса сведений ГКН. Необходимо указать:
- Кадастровый номер участка.
- Объем документа, т.е. количество необходимых разделов.
- Адрес места положения объекта.
Если номер участка неизвестен и нет возможности его узнать, указывается только адрес. При регистрации запроса, ему будет присвоен номер и код, который следует запомнить. С его помощью происходит скачивание запрашиваемой информации. После оплаты налогового сбора запрос уйдет в работу. Этап, на котором находится отправленная заявка, можно отслеживать на сайте с помощью раздела «Проверка состояния запроса». Подготовка документов производится в течение пяти дней.
Оформление
Документ установленного образца выдается, если участок поставлен на учет в кадастровой палате и ему присвоен кадастровый номер. В противном случае получение паспорта на землю невозможно.
Постановка на учет в кадастровую палату производится после межевания, т.е. определения четких границ участка, и при предъявлении владельцем пакета документов. Закрепить границы и юридически оформить полученные материалы поможет любая лицензированная геодезическая компания.
К выбору специалиста следует подойти с ответственностью и внимательностью, так как при обнаружении ошибок в документах, они возвращаются заявителю на доработку. Это значительно увеличит отрезок времени, который потребуется для оформления свидетельства. Геодезические работы проводятся один раз после определения границ участка, информация заносится в государственный реестр, повторное межевание не требуется.
После успешно проведенной процедуры в регистрирующий орган подаются документы:
- заявление;
- план участка с обозначенными границами;
- квитанция об оплате государственного сбора;
- свидетельство о праве собственности на земельный участок;
- справка о том, к какой категории относится земельный надел.
Сбор документов можно осуществить самостоятельно, либо доверить эту процедуру специалистам. Неважно, будут заниматься сбором документов сторонние люди или родственники, на представителя оформляется доверенность. Также важно понимать, что, помимо основного состава документов, могут потребоваться дополнительные справки для частных случаев. Все документы должны быть заверены у нотариуса.
Около месяца понадобится для оформления всех необходимых документов, после чего земельному участку присваивается кадастровый номер и они выдаются на руки собственнику.
Следует помнить, что если участок не поставлен на учет, межевание не производилось, весь комплекс этих процедур может быть растянут во времени до шести месяцев. Постановка на учет в кадастровую палату занимает 18 календарных дней.
Срок оформления паспорта на землю будет зависеть от того, каким из вышеописанных способов подачи заявки воспользуется владелец земельного участка. При личном обращении оформление будет производиться в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов. Паспорт, заказанный через интернет, попадет к собственнику через 5 дней в электронном виде.
При нарушении сроков выдачи документа, несанкционированном отказе в выдаче или отказе принять документы должного образца, гражданин имеет право обратиться в судебный орган.
Необходимые документы
Чтобы получить паспорт на земельный надел следует сформировать следующий пакет документов:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- свидетельство, подтверждающее право собственности на земельный участок;
- квитанция об оплате налогового сбора.
Если документы собирает не собственник, а его посредник, необходимо предоставить доверенность от собственника, заверенную нотариально, на имя представителя.
Срок действия кадастрового паспорта земельного участка
Кадастровый паспорт не имеет срока действия, это не установлено законодательством. Как и кадастровый план, паспорт содержит в себе сведения, которые находятся в государственном кадастре недвижимости, и остается действующим, пока информация, отраженная в документе, актуальна.
Четкое установление сроков действия технического паспорта, иного документа, содержащего характеристики объекта, является противозаконным и нарушает права собственника, который обратился в регистрирующий орган за информацией.
Стоимость
Стоимость кадастрового паспорта складывается из расходов на межевание и постановки на учет в орган государственной регистрации. Сама процедура получения документа бесплатная, взимается только государственная пошлина за предоставление информации.
Государственный сбор за получение кадастрового паспорта на участок, если запрос был послан в электронном виде:
- физическое лицо – 150 руб. за 1 копию;
- юридическое лицо – 300 руб. за 1 копию.
Оплата по безналичному расчету.
При получении оригиналов документов на руки сбор будет составлять:
- физическое лицо – 200 руб. за 1 копию;
- юридическое лицо – 600 руб. за 1 копию.
Отказать в выдаче кадастрового паспорта на земельный участок могут на основании федерального закона №221-Ф3 от 24.07.2007:
- если выдача невозможна ввиду отсутствия сведений в кадастре;
- если выдача сведений из кадастра недвижимости противоречит законодательству.
В остальных случаях отказ является неправомерным. Собственник может сформировать жалобу и предоставить ее в письменном виде вышестоящему руководству. Она должна быть рассмотрена в течение 15 дней, по окончании заявитель получает ответ, имеющий дату и исходящий номер. Также отказ в выдаче паспорта может стать основанием для обращения с жалобой в суд.
Стоит заранее позаботиться о регистрации своих прав. Ситуации бывают разные, предугадать жизненные сложности ни один человек не в состоянии. Кадастровый паспорт на земельный участок – документ, который поможет избежать конфликта с соседями, например, при споре о границах участка. Он существенно упростит процедуру вступления в наследование родственников собственника. И если есть принятый закон, лучше позаботиться о его исполнении, хотя бы для собственного спокойствия.